EWAY    |     ТЕОРИЯ    |     ПРОБЛЕМАТИКА    |
    EWAY    |    ТЕОРИЯ    |    ПРОБЛЕМАТИКА    | Главная страницаНаписать письмоКарта сайта
 
  
    username
  
    password
Зарегистрироваться
E-way-короткая дорога
к длинным деньгам
возможности...
Максимум информации
при минимуме данных
применение в бизнесе
    Поиск
  

 
Основной раздел > СТАТЬИ > Рациональная экономика > Проблемы рациональности экономических знаний

ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Кризис экономической теории. Ситуацию в области экономического знания определяют как глубокий затяжной теоретический кризис. В. В. Леонтьев в 1982г. писал: - «Унылая картина… Экономистам стало особенно ясно, насколько интеллектуально отстала их профессия.» В книге Б.М. Генкина «Введение в метаэкономику», опубликованной в 2002г., отмечается, что «современное состояние экономической теории большинство специалистов признает неудовлетворительным. Очевидно, что кризис экономической теории обусловлен в первую очередь ее постулатами».

Длительность теоретического кризиса иллюстрируется всей историей экономического знания, которая представлена сменой экономических учений (парадигм), пытающихся объяснить меняющиеся экономические отношения. На протяжении смены экономических формаций и стадий экономические парадигмы изменялись и дополнялись, частично наследуя отдельные положения, однако, «…современная экономика не имеет ?теоретического ядра?, которое признавали бы экономисты с самыми разными взглядами».

Кризис экономической теории имеет следующие проявления.

Иррациональность. Иррациональный характер экономических знаний обусловлен интуитивными методами познания, причем морфологических, внешних проявлений, а не имманентных, существенных внутренних процессов. Иррациональность проявляется в низком уровне абстрагирования и слабой формализации основных положений, «истинность которых формируется чисто интуитивно, путем сверхрациональной веры». Поэтому теоретические проблемы экономических знаний связаны как с предметом исследований, так и с их методологией.

Слабые познавательные функции. Недостаточно теоретически развитое научное знание сопровождается низким уровнем познавательных функций, что, в свою очередь, отражает проблемы неадекватности описаний, неубедительных объяснений и недостоверных предсказаний.

Неконструктивность. Неадекватность описаний, слабая формализация и отсутствие дедуктивных методов сдерживают развитие математического моделирования экономических объектов, что отражает прагматические проблемы, которые выражаются в отсутствии математического обеспечения решения инженерных задач.

Разнообразие. Перечисленные методологические недостатки способствуют порождению разнообразия знаний. Разнообразие знаний связано с неопределенностью теоретического ядра и проявляется в различии теоретических положений, теорий и языков. Большое количество (десятки теорий и сотни научных дисциплин) слабо согласованных, иногда конкурирующих между собой теорий отражает проблему быстро растущего разнообразия дифференцированных знаний и отсутствия первичных постулатов (аксиом).

В целом, картина современного экономического знания представляет собой плохо упорядоченную энциклопедическую совокупность большого количества иррациональных знаний, для которых отсутствует ?теоретическое ядро? и характерны слабые познавательные и конструктивные функции. Такое положение сдерживает развитие строгих научных теорий, а также инженерию и образование.
Причины кризиса, в главном, можно объяснить тем, что экономическая наука с самого начала столкнулась с феноменом «сложности» объектов, который и сегодня еще недостаточно разработан. Вне учета этого феномена эксперименты сложных объектов отличаются неповторимостью, а эмпирический материал плохо поддается систематизации, что затрудняет обобщение эмпирического материала и выявление закономерностей «снизу». При этом практическая экономика накопила большой опыт по решению инженерных задач, связанных с проектированием и управлением экономическими объектами. С другой стороны, недостаточная конструктивность более универсальных теоретических научных знаний, которые развиваются в рамках таких метанаук как философия. математика и теория систем, не способствовали развитию экономической науки «сверху». Таким образом, развитие экономического знания сдерживается как с экспериментальной, так и с теоретической стороны, что, по мнению В. В. Леонтьева, свидетельствует о том, что экономическая наука самостоятельно выйти из кризиса не может.

Проблема экономического знания по сути теоретико-методоло-гическая и в современной постановке состоит в отсутствии метатеории экономики. «Метатеория» – это «теория о теориях», которая должна содержать формально организованные универсальные положения и принципы. Глубина этой проблемы подчеркивается тем, что для ее решения должны использоваться новейшие достижения метанаук. Проблема формализации экономического знания не нова, имеет более, чем столетнюю историю и известна как попытки применения аналитико-механистического, т.е. собственно научного подхода к решению проблем общественных наук. Эти попытки обоснованно отвергались, причем обоснование, хоть и в неявном виде, строилось на проблеме «сложности», которая в этом подходе не учитывалась.
Подходы к созданию метатеории экономики связаны с использованием современных достижений, полученных по проблеме «сложности» в философии науки, теории систем, математической логике, экономической кибернетике и др. Метатеория экономики – это дедуктивная теория, использующая в качестве аксиом универсальные положения, общие для всех направлений экономического знания, т.е. по сути, – это формальная теория экономики. Экономический характер метатеории проявляется в том, что предметом ее исследования является стоимость. Метатеория экономики рассматривается как формальная теория стоимостного аспекта сложных объектов.

Проблемы формальной теории экономики. Создание формальной теории экономики, в свою очередь, сталкивается с рядом проблем.

1. Феномен сложности в метатеории экономики преодолевается в рамках подхода, названного «организованная сложность», где принцип организации – это системная иерархия, а в качестве элементарных модулей рассматриваются абстрактные системы. Под абстрактной системой понимается универсальная модель различных эмпирических объектов, обладающих целостностью, т.е. способностью образовывать новые (интегративные) свойства. Для экономических объектов, описываемых стоимостью, интегративное свойство представимо в аналитическом виде как некая композиция исходных свойств.

2. Противоречивость формальных систем. В области формальных теорий (систем) имеют место противоречия, связанные с неполнотой и противоречивостью формальных систем, построенных на арифметике (теоремы Геделя). Эти противоречия преодолеваются за счет использования логической семантики, а также усиления требований к концептуальному базису в виде введения требований к его конструктивности. Конструктивный концептуальный базис кроме аксиом должен содержать также конструктивные элементы, сформированные в виде главных теорем. С другой стороны положений концептуального базиса должно быть достаточно для образования конструктивных элементов. Аналитическое описание абстрактной система, представленное законами целостности и интегративности стоимости, образует универсальную каркасную модель экономических объектов, которая рассматривается как первичный, конструктивный элемент. Совокупность универсального элемента и законов композиции достаточна для образования развернутого конструктивного базиса.

Метатеория экономики. С учетом решения перечисленных проблем метатеория экономики представляется как формальная теории стоимости сложных экономических объектов, содержащая конструктивный концептуальный базис, построенный на основе аксиом, и располагающая дедуктивными средствами логического вывода. Конструктивность метатеории проявляется в том, что на основе первичного конструктивного элемента и законов композиции, с помощью дедуктивных средств образован развернутый конструктивный базис, который представлен совокупностью иерархически упорядоченных универсальных математических моделей, описывающих экономические объекты с требуемой степенью детализации и точности. Аксиомы, адекватный конструктивный базис, методы синтеза и анализа моделей, образуют достаточно полное математическое обеспечение экономического знания. Аксиоматичность и конструктивность придают метатеории экономики фундаментальный характер. Аксиомы как универсальные законы экономики перечислимы и открыты для критики и фальсификации. Глубина и простота метатеории экономики выгодно отличают ее от существующего экономического знания. По мнению К. Поппера перспективны те теории, в основе которых лежит более универсальное знание.

Рациональная реконструкция экономического знания. Аксиоматическую и конструктивную метатеорию экономики можно рассматривать как рациональную модель, на основе которой можно выполнить рациональную реконструкцию существующего экономического знания. Рациональная реконструкция обеспечивает ретрансляцию истинных аксиоматических положений на нижние уровни, связанные с эмпирическим материалом. Рациональное экономическое знание также можно рассматривать как результат «системной интеграции различных теорий и направлений экономической мысли, которые сегодня разъединены и конкурируют друг с другом». Результат рациональной реконструкции – это упорядоченная целостная совокупность научно строгих фундаментальных и прикладных теорий экономики, которая может рассматриваться как рациональная экономическая наука.

Архитектура рациональной экономической науки – это упорядоченная по уровням совокупность строгих экономических теорий.

Уровень1. Фундаментальная теория экономики, которая определяет универсальные законы функционирования и взаимодействия экономических объектов и, в своей основе, представлена метатеорией экономики. На этом метауровне исследуются как целостность, интегративность и иерархичность, так и такие интегральные качества как самоорганизация, живучесть, устойчивость, эффективность и т.д. На этом уровне также исследуется эволюционное развитие экономических объектов.

Уровень 2. Теория моделирования экономических объектов, обеспечивающая адекватные и универсальные математические модели различной степени детализации и точности, а также законы их композиции и методы анализа и синтеза. Фундаментальная теория экономики и универсальные математические модели экономических объектов используются для формирования прикладных теорий экономики.

Уровень 3. В прикладных теориях экономики, выделены два основных класса, которые исследуют экономические системы и их элементы:

- теоретические основы элементов экономики, исследуемые на основе математических моделей. К основным элементам относятся предприятия бизнеса, включающие коммерческие банки, и конечные потребители, а к их отношениям – рынки ресурсов, труда и финансов;
- теоретические основы экономических систем, рассматриваемые как «системы управления», в которых исследуются структура и цели систем, а также состав, цели и функции элементов. На этом уровне теоретические положения сопоставляются с эмпирическим материалом. Здесь также учитываются современные социально-экологические требования, предъявляемые к экономическим системам, отражающим корпоративный, отраслевой, региональный, национальный и глобальный уровни.

Уровень 4. Инженерия экономических объектов. Развитое математическое обеспечение, методы анализа и синтеза обеспечивают решение комплекса инженерных задач, связанных с проектированием экономических объектов и управлением ими.

Сравнение «нового» и «старого» экономических знаний. Рационально реконструированное экономическое знание – это качественно новое строго научное знание, которое радикально отличается от существующего «старого» иррационального знания и обеспечивает: фундаментальное переосмысление законов экономики и структуры экономического научного знания; формирование строгих научных теорий и существенное повышение их эффективности за счет заметного улучшения познавательных функций; кардинальное упрощение экономического знания за счет единства и простоты концептуального базиса, а также сокращения количества научных дисциплин; радикальное развитие инженерных задач за счет конструктивности теории и математического обеспечения экономических объектов; единство научного образования, а также повышение качества экономического образования при сокращении сроков образования.

В целом, рациональность, универсальность, конструктивность и сильные познавательные функции обеспечивают «новому» экономическому знанию преобладающее преимущество над «старым».

E-way - средство и метод обучения.
применение для обучения
"Пытаться в XX в. принимать решения, основанные на принципах учета XVIII в., - это все равно, что управлять машиной с выжатым ручным тормозом"
Управление экономическими объектами
"Мир вступил в эпоху систем, для которой характерен дискретный хаос..."
Эпоха систем
Экономика, как наука, уже не одно десятилетие пребывает в глубоком затяжном кризисе.
Концепции экономики
Безопасность - это интегральная системная характеристика сложных объектов,
Экономическая безопасность
Недостаток знаний по теневому бизнесу связан с трудностями его математического описания.
Аномальные явления в экономике
Экономика, как наука, уже не одно десятилетие пребывает в глубоком затяжном кризисе. В 1982 году Нобелевский лауреат В.В. Леонтьев писал: Унылая картина...
СТАТЬИ

Междисциплинарные курсы для лиц, принимающих решения.
ОБУЧЕНИЕ


 
Home | About | Contact ©2004 Economika. All rights reserved