EWAY    |     ТЕОРИЯ    |     ПРОБЛЕМАТИКА    |
    EWAY    |    ТЕОРИЯ    |    ПРОБЛЕМАТИКА    | Главная страницаНаписать письмоКарта сайта
 
  
    username
  
    password
Зарегистрироваться
E-way-короткая дорога
к длинным деньгам
возможности...
Максимум информации
при минимуме данных
применение в бизнесе
    Поиск
  

 
Основной раздел > СТАТЬИ > Системные исследования > Интегративное знание

ВВЕДЕНИЕ В ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Чтобы выжить и преуспеть,
вам стоит вооружиться
самым убийственным из орудий
 – знанием. Знание – новое поле брани.
Самая демократическая диктатура
– это диктатура знаний.
(Бизнес в стиле фанк)

ИНТЕГРАТИВНОЕ ЗНАНИЕ

1. Центральная проблема национальной экономики. Росту и развитию национальной экономики препятствует сложность явлений, связанных с процессами преобразования экономики. Изменения в экономике обусловлены одновременно идущими процессами глобализации мировой экономики и перевода ее в постиндустриальный режим. Эти процессы не имеют достаточного научного обеспечения, что приводит к низкой эффективности управленческих решений. Для переходных экономик стран СНГ сложность явлений возрастает в связи с тем, что к двум названным преобразованиям добавляется еще и формационный переход. Поэтому здесь недостаток знаний особенно заметен и проявляется в виде кризисных ситуаций.

Преобразования экономики предъявляют жесткие требования к уровню научных знаний, которые должны обеспечить управление этими преобразованиями. В сжатом виде эти требования – общность и конструктивность знаний, а также их доступность. Специальные знания, доставляемые современным действующим образованием либо не обладают достаточной общностью, как, например, знания в области естественных наук, либо не достаточно конструктивны, как, например, знания в области общественных наук.

Центральная проблема – низкая эффективность управленческих решений, связанные с преобразованиями, ростом и развитием национальной экономики в условиях глобализации. Причина – интуитивные представления о картине мира, сформированные на основе разрозненной совокупности специальных знаний, полученных путем действующего образования.

Решение центральной проблемы – замена интуитивных представлений о мире интегративным научным знанием, описывающим в аналитической форме картину мира во всем его разнообразии. Прагматичность интегративного научного знания обеспечиваются за счет конструктивности. Доступность и прагматичность интегративного научного знания обеспечиваются за счет простоты. Популяризация изложения допускает некоторую «грубость» представления, которая, для краткости изложения сопровождается некоторой категоричностью, без тех оговорок, которые несомненно имеют место для специальных случаев.

2. Интегративное знание – это упорядоченная совокупность новых знаний, соответствующих вершине «пирамиды научных знаний». Интегративное знание обладает такими свойствами как глубина, простота, универсальность и конструктивность. Основу интегративного знания составляют современные достижения в области теорий систем, информации, физики, экономики, бизнеса и др. Прагматичность интегративного знания проявляется в его широком практическом применении, которое основано на его простоте и конструктивности.

Объектами изучения интегративного знания являются все реальные объекты реального мира. Охватить картину мира во всем его разнообразии возможно, только обладая знаниями, которые соответствуют высшему уровню описания «пирамиды научных знаний».

Предмет изучения интегративного знания – это «единое знание», представленное в виде универсальных законов, которые описывают поведение любых объектов. Особое внимание уделено экономическому аспекту описания.

Цель интегративного знания – описания, объяснения и предсказания событий и явлений предметной области в простой и конструктивной форме.

Метод получения. Интегративное знание получено путем обобщения научных знаний и выявления единства научных знаний. «Единое знание» как универсальное обладает свойствами глубины и простоты представлений. Связь интегративного знания с нижними уровнями «пирамиды научных знаний» – специальными знаниями обеспечивается путем дедукции и интерпретации.
Метод включает этапы:

  • формализацию специальных предметных знаний;
  • обобщение формализованных предметных знаний; 
  • формирование «пирамиды научных знаний»;
  • предметную интерпретацию научных знаний;
  • формирование предметных теорий;
  • получение конструктивных предметных знаний в виде моделей.

В основе метода лежат принципы:

  • семантическая логика знаний;
  • конструктивные формальные теории предметных знаний;
  • «пирамида научных знаний».

Метод обеспечивает:

  • упорядочение известных научных знаний в развитых научных направлениях - метазнания
  • формирование обобщенного знания - «пирамиды научных знаний»;
  • получение новых научных знаний путем предметной интерпретации метазнания.

Приложения метода:

  • формирование новых фундаментальных теорий;
  • формирование новых прикладных теорий;
  • повышение эффективности образования и обучения.

Практический опыт 10-летнего развития и применения метода позволил:

  • упорядочить ряд хорошо известных естественно-научных теорий
  • сформировать ряд новых фундаментальных и прикладных теорий в проблемных научных направлениях (экономика, бизнес).
  • получить конструктивные знания в виде моделей объектов предметных областей.
  • обобщить естественные и общественные научные знания путем формирования метатеорий физики и экономики

СТРУКТУРА ИНТЕГРАТИВНОГО ЗНАНИЯ

Нет ничего практичней хорошей теории

Интегративное знание – это универсальные знания, обладающие общностью применения, выраженное в единой и простой форме. Общность и единство интегративного знания обеспечивают ему качество генерализованного знания. Универсальные знания обладают свойствами глубины содержания и простота изложения. Глубина вытекает из универсальности знания. Простота следует из минимально достаточного набора переменных и утверждений (аксиом и главных теорем).

Форма представления интегративного знания – это упорядоченная совокупность новых знаний, выраженных в виде метатеорий, относящихся к таким областям как: теория систем, теория информации, теория экономики. Метатеория – это «сверхтеория», которая представляет наиболее общие – универсальные знания, соответствующие вершине «пирамиды научных знаний». Метатеория – это универсальные знания, обладающие общностью применения, выраженные в единой и простой форме. Метатеория – квинтэссенция знания, истина на данный момент времени, относительная (на данный момент времени) истина. Форма метатеории – аксиоматическая теория, содержащая: (1) переменные, аксиомы; (2) главные теоремы для определения конструктивных элементов. Объем метатеории можно уместить на страницах формата А4.

Универсальность, простоте и конструктивность метатеории проявляется в ее прагматичности - широком практическом применении. Универсальность и простота позволяют охватить картину реального мира, объектами которого являются все реальные и мыслимые объекты, во всем его разнообразии. Универсальные законы, «единое знаний» описывают поведение любых объектов реального мира.
Познавательные функции интегративного знания. Интегративное знание обладает высоким качеством познавательных функций. Познавательные функции – это описания, объяснения и предсказания событий и явлений. Высокое качество этих познавательных функций обеспечивается за счет универсальности интегративного знания, выраженного в простой и конструктивной форме. Такое качество познавательных функций позволяет эффективно решать многое актуальные задачи, в первую очередь, связанные с такими важными явлениями переходной экономики как теневой бизнес, коррумпированное управление и др., представляющие угрозу национальной безопасности в условиях глобализации.

Актуальные приложения интегративного знания – это такие важные явления переходной экономики как теневой бизнес, коррумпированное управление и др., представляющие угрозу национальной безопасности в условиях глобализации.

ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Образование – это то, что остается в памяти после обучения, когда все остальное забудется.

В целом, картина современного знания представляет собой плохо упорядоченную энциклопедическую совокупность большого количества специальных дисциплин (знаний), для которых отсутствует Іобщее ядроІ. Современное университетское образование включает около 100 специальных дисциплин, существенно различающихся как основаниями так и языком, и слабо связанных друг с другом.

Срок обновления специальных знаний постоянно сокращается. В настоящее время специальные знания обновляются каждые 5-10 лет. Едва закончив образование, специалист должен переучиваться.

Главное в образовании – развитие способностей и навыков к самообучению.

Проблема современного специального образования – в отсутствие Іобщего ядраІ дисциплин, составляющих учебный план. Эта проблема отражает не недостаток учебных планов высшей школы, а следствие дифференциации научного знания.

Дисциплины, составляющие учебный план подготовки специалистов, существенно различаются как теоретическими основами, так и языком изложения, слабо связаны друг с другом, и, в целом, представляют собой плохо упорядоченную энциклопедическую совокупность специальных дисциплин. Отсутствие интегральных дисциплин, составляющих Іобщее теоретическое ядроІ, отражает проблему интеграции научного знания. Эта проблема сдерживает как развитие научного знания. так и повышение эффективности образования. Особенно остра проблема интеграции научного знания для общественных наук, в частности, для экономики

Проблему интеграции знания, в главном, можно объяснить тем, что научное знание с самого начала столкнулось с феноменом «сложности» объектов, который и сегодня еще недостаточно разработан. Вне учета этого феномена эксперименты на сложных объектов отличаются неповторимостью, а эмпирический материал плохо поддается систематизации, что затрудняет обобщение эмпирического материала и выявление закономерностей.

Проблема современного образования – низкая эффективность образования (к.п.д.»20%), что обусловлено отсутствием интегрированного научного знания.

Решение проблемы современного образования связано с формированием интегративного знания, которое отражает интеграцию научного знания.

ИСТОРИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ЗНАНИЯ

Правду говорить легко и приятно. /М.А. Булгаков/.
Надо отделять правду от истины./Маринина/

История науки – это история поиска истины в стремлении к абсолютной истине. Человечество постоянно накапливает научные знания, усматривая в этом свое главное предназначение. 2.5 тысячи лет тому назад наука - «философия» была представлена 4 дисциплинами: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В последнее время количество наук удваивается каждые 10 лет и в настоящее время достигло 15-20 тысяч. Каждая наука имеет свои основания, законы, теоремы, приложения и использует свою терминологию.

Содержание большого количества разнообразных наук давно перешагнуло пределы человеческого разума, что ограничивает возможности одного человека охватить все знания. Разнообразие наук привело к тому, что узкие предметные специалисты давно перестали понимать друг друга. Это сдерживает как дальнейшее развитие научного знания, так и его изучение (образование) и использование. Актуальна потребность в универсальных специалистах и, соответственно, в универсальных знаниях.

Истина абсолютная и относительная. Человечество всегда стремилось ответить на вопросы «в чем смысл жизни человека?», и «каково назначение человечества, как цивилизации?». Поиск ответов на эти и другие связанные вопросы отражают поиск истины. Абсолютная истина – это абсолютное знание. Понимая, что Абсолютная истина в принципе недостижима, человечество стремилось постичь относительную истину. Относительная истина – это универсальное знание. Универсальное знание – это истина в последней (хронологической) инстанции. Относительная истина стремится к Абсолютной. Мы не знаем, что представляет собой Абсолютная истина, но можем составить впечатление о ней и оценить степень близости к ней.

Текущее состояние относительной истины - универсального знания, представлено в виде в виде метатеорий. Современное состояние универсального знания в такой метанауке как «теория систем» свидетельствует о том, что достигнутая степень универсальности научного знания (для макромира) весьма высока. Можно сказать, что за счет  обобщения знаний и формирования метазнаний сделан существенный «скачок» в части приближения к Абсолютному знанию и Абсолютной истине.

E-way - средство и метод обучения.
применение для обучения
"Пытаться в XX в. принимать решения, основанные на принципах учета XVIII в., - это все равно, что управлять машиной с выжатым ручным тормозом"
Управление экономическими объектами
"Мир вступил в эпоху систем, для которой характерен дискретный хаос..."
Эпоха систем
Экономика, как наука, уже не одно десятилетие пребывает в глубоком затяжном кризисе.
Концепции экономики
Безопасность - это интегральная системная характеристика сложных объектов,
Экономическая безопасность
Недостаток знаний по теневому бизнесу связан с трудностями его математического описания.
Аномальные явления в экономике
Экономика, как наука, уже не одно десятилетие пребывает в глубоком затяжном кризисе. В 1982 году Нобелевский лауреат В.В. Леонтьев писал: Унылая картина...
СТАТЬИ

Междисциплинарные курсы для лиц, принимающих решения.
ОБУЧЕНИЕ


 
Home | About | Contact ©2004 Economika. All rights reserved