EWAY    |     ТЕОРИЯ    |     ПРОБЛЕМАТИКА    |
    EWAY    |    ТЕОРИЯ    |    ПРОБЛЕМАТИКА    | Главная страницаНаписать письмоКарта сайта
 
  
    username
  
    password
Зарегистрироваться
E-way-короткая дорога
к длинным деньгам
возможности...
Максимум информации
при минимуме данных
применение в бизнесе
    Поиск
  

 
Основной раздел > ПРОБЛЕМАТИКА > Анормальные явления

Проблема теоретических оснований экономической науки

1. Потребность. Экономическая наука испытывает острую потребность в строгих теоретических основаниях, которые должны содержать фундаментальные законы экономики, описывающие механизмы функционирования экономических объектов.

2. Содержание проблемы. Текущее состояние экономической науки не имеет строгих теоретических оснований, Вместо теоретических основ экономическая наука представлена совокупностью противоречивых экономических учений. Поэтому текущее состояние экономической теории определено как теоретический кризис.

3. Следствие проблемы. Экономические учения не обеспечивают формирование адекватных моделей, что ограничивает применение средств моделирования в решении прикладных задач и образовании. Это существенно снижает эффективность управления экономическими объектами и экономического образования.

4. Цель. Формирование имманентных фундаментальных законы экономики, описывающие механизмы функционирования экономических объектов.

5. Ожидаемый результат решения проблемы. Конструктивная теория экономики, содержащая в качестве выходного продукта адекватные модели,  применение которых позволит существенно повысить эффективность управления и образования.

6. Структура проблемы. В проблеме можно выделить следующие составляющие подпроблемы:

- проблема аксиоматического базиса, содержащего основные постулаты

- проблема теоретического базиса, содержащего имманентные законы

- проблема центральных теорем, описывающих уравнения движения

- проблема главных теорем, описывающих адекватные и универсальные модели на микроуровне.

7. Пути решения проблемы. Главные направления решения проблемы включают следующие альтернативные подходы:

- движение «снизу - верх» – эвристическое совершенствование экономических учений;

- движение «по горизонтали» – применение аналогичных законов, используемых в  других предметных областях;

- движение «сверху - вниз» – использование законов теории систем.

Проблема экономико-математического моделирования экономических объектов

1. Потребность. Экономическая наука испытывает острую потребность в строгих средствах экономико-математического моделирования, которые должны содержать адекватные и универсальные модели, отражающие  механизмы функционирования экономических объектов.

2. Содержание проблемы. Текущее состояние средств экономико-математического моделирования, показывает отсутствие адекватных и универсальных моделей. Вместо адекватных и универсальных моделей, имеющих строгое теоретическое обоснование, экономическая наука представлена многочисленной совокупностью частных моделей, полученных эвристическим путем. Поэтому текущее состояние экономико-математического моделирования определено как кризис «изобилия моделей».

3. Следствие проблемы. Изобилие моделей ограниченной адекватности, затрудняет применение средств моделирования в решение прикладных задач и образовании. Это существенно снижает эффективность управления экономическими объектами и экономического образования.

4. Цель. Формирование адекватных и универсальных моделей, отображающих поведение экономических объектов с требуемой точностью.

5. Ожидаемый результат решения проблемы. Модели и методы экономики, применение которых позволит существенно повысить точность решения прикладных экономических задач, эффективность управления и экономического образования.

6. Структура проблемы. В проблеме можно выделить следующие составляющие подпроблемы:

- проблема адекватных и универсальных моделей на микроуровне

- проблема адекватных и универсальных моделей на макроуровне

- проблема адекватных и универсальных моделей на метауровне

7. Пути решения проблемы. Главные направления решения проблемы включают следующие альтернативные подходы:

- движение «снизу - верх» – совершенствование частных моделей, полученных эвристическим путем;

- движение «по горизонтали» – применение аналогичных моделей, используемых в  других предметных областях;

- движение «сверху – вниз» – использование моделей. полученных в теории систем.

Проблема математического обеспечения средств экономического моделирования

1. Потребность. Экономическая наука испытывает острую потребность в строгих средствах математического обеспечения экономического моделирования, которое должно содержать комплекс моделей, обеспечивающих замкнутый методологический цикл. Элементами математического обеспечения являются исходные и критериальные модели экономических объектов, а также процедуры анализа и синтеза.

2. Содержание проблемы. Текущее состояние математического обеспечения  экономико-математического моделирования показывает полное отсутствие строгих описаний как исходных и критериальных моделей, так и процедур анализа и синтеза. Для  экономико-математического моделирования используются средства, которые получены эвристическим путем и не имеют строгого теоретического обоснования, Вместо исходных моделей, которые должны описывать поведение экономических объектов, используются формы бухгалтерской отчетности, вместо критериальных моделей, которые должны описывать показатели поведение – произвольные наборы финансовых коэффициентов. Соответственно, процедура экономического анализа обладает большой неопределенность, а синтеза процедура не определена вообще. Поэтому текущее состояние математического обеспечения экономико-математического моделирования определено как неудовлетворительное.

3. Следствие проблемы. Неудовлетворительное состояние математического обеспечения порождает высокую погрешность экономико-математического моделирования, что ограничивает применение средств моделирования в решении прикладных задач. Это существенно снижает эффективность управления экономическими объектами и экономического образования.

4. Цель. Формирование развитого математического обеспечения экономико-математического моделирования, обеспечивающих приемлемую точность решения прикладных задач .

5. Ожидаемый результат решения проблемы. Развитые средства экономико-математического моделирования, применение которых позволит существенно повысить эффективность управления экономическими объектами и экономического образования.

6. Структура проблемы. В проблеме можно выделить следующие подпроблемы:

- проблема математического обеспечения моделей поведения экономических объектов

- проблема математического обеспечения критериальных моделей экономических объектов

- проблема математического обеспечения процедуры анализа

- проблема математического обеспечения процедуры синтеза

7. Пути решения проблемы. Главные направления решения проблемы включают следующие альтернативные подходы:

- движение «снизу - верх» – совершенствование поведенческих и критериальных моделей, полученных эвристическим путем;

- движение «по горизонтали» – применение аналогичных моделей, используемых в  других предметных областях;

- движение «сверху – вниз» – использование моделей, полученных в теории систем.

Проблема математического моделирования социально-экономического развития

1. Потребность. Экономическая наука испытывает острую потребность в строгих средствах математического моделирования социально-экономического развития. На  макро уровне экономика рассматривается как система управления, содержащая объект управления  и управляющий орган. К основным элементам, входящим в объект управления экономики относятся бизнес, банки, конечные потребители, инвесторы и т.д. Управляющий орган сдержит службы сбора и распределения налогов, службы принятия управленческих решений и т.д. Главным производящим элементом в рыночной экономике считается бизнес.

2. Содержание проблемы. Текущее состояние математического моделирования макроэкономики показывает полное отсутствие строгих моделей как элементов экономики, так и их отношений. Для экономико-математического моделирования используются частные имитационные модели, которые получены эвристическим путем и не имеют строгого теоретического обоснования. Слабо обозначены цели роста и развития экономики, экономические и социальные показатели не связаны между собой, отсутствуют принципы социально-экономического развития и представление об «идеальной  экономике». Поэтому текущее состояние математического моделирования социально-экономического развития можно определить как неудовлетворительное.

3. Следствие проблемы. Неудовлетворительное состояние математического моделирования социально-экономического развития порождает эвристические схемы принятия управленческих решений, которые не только не оптимальны, но, часто, не рациональны. Отсутствие представлений об «идеальной  экономике» и эталонах экономике не позволяют оценить не только рациональность и эффективность управленческих решений, но и упущенные возможности. Это существенно снижает эффективность управления экономикой и сдерживает темпы экономического роста и развития.

4. Цель. Формирование средств математического моделирования социально-экономического развития, которые обеспечивающих приемлемую эффективность управления экономикой.

5. Ожидаемый результат решения проблемы. Развитые средства математического моделирования социально-экономического развития, применение которых позволит существенно повысить эффективность управления экономикой и повысить темпы социально-экономического роста и развития.

6. Структура проблемы. В проблеме можно выделить следующие подпроблемы:

- проблема моделирования отношений бизнеса в экономике;

- проблема моделирования поведения конечных потребителей и влияния зарплаты на эффективность труда;

- проблема кредитования в экономике;

- проблема инвестирования в экономике;

- проблема налогообложения в экономике.

7. Пути решения проблемы. Главные направления решения проблемы включают следующие альтернативные подходы:

- движение «снизу - верх» – совершенствование моделей, полученных эвристическим путем;

- движение «сверху – вниз» – использование моделей, полученных в теории систем.

Проблема налогообложения в экономике

1. Потребность. Экономическая наука испытывает острую потребность в строгих средствах математического моделирования налогообложения как отношений фискальных органов и бизнеса. Эти отношения нуждаются в оптимизации. Если целью системы налогообложения является максимизация налоговых поступлений, изымаемых из дохода бизнеса в бюджет, то целью бизнеса является обеспечение роста и развития за счет прибыли, как остаточной части дохода. Поскольку эти цели противоречат друг другу, то отношения фискальных органов и бизнеса являются конфликтными.

2. Содержание проблемы. Текущее состояние математического моделирования  показывает полное отсутствие строгих моделей налогообложения и влияния налогов на рост и развитие бизнеса. Для экономико-математического моделирования используются частные имитационные модели, которые получены эвристическим или эмпирическим путем и не имеют строгого теоретического обоснования. Задачи оптимизации налоговых поступлений не поставлены. Поэтому текущее состояние математического моделирования социально-экономического развития можно определить как неудовлетворительное.

3. Следствие проблемы. Неудовлетворительное состояние математического моделирования налогообложения порождает эвристические ставки налогообложения, которые не только не оптимальны, но, часто, не рациональны. Превышение  налоговых сумм критических значений приводит к тому, что бизнес в целях выживания уходит в тень налогообложения. Это, в свою очередь приводит к снижению налоговых поступлений, для компенсации которых повышают ставки налогов и т.д. Отсутствие представлений об оптимальных ставках налогов не позволяют оценить не только рациональность, но и упущенные возможности. Это существенно снижает эффективность управления экономикой и сдерживает темпы экономического роста и развития как бизнеса, так и экономики в целом.

4. Цель. Формирование средств математического моделирования налогообложения, которые обеспечат расчеты максимальных значений как налоговых поступлений, так и темпов экономического роста бизнеса.

5. Ожидаемый результат решения проблемы. Развитые средства математического моделирования налогообложения, которые за счет оптимизации будут способствовать повышению темпов роста бизнеса, выводу его из тени налогообложения, росту налоговых поступлений, снижению уровня коррупции.

6. Структура проблемы. В проблеме можно выделить следующие подпроблемы:

- проблема живучести бизнеса в экономике;

- проблема моделирования теневого поведения бизнеса;

- проблема моделирования налоговых изъятий из дохода бизнеса в экономике;

- проблема максимизации налоговых поступлений;

- проблема коррупции и связь ее с теневыми доходами бизнеса.

7. Пути решения проблемы. Главные направления решения проблемы включают следующие альтернативные подходы:

- движение «снизу - верх» – совершенствование моделей, полученных эвристическим путем;

- движение «сверху – вниз» – использование моделей, полученных в теории систем.

Проблема универсальных законов теории систем

1. Потребность. Теория систем испытывает острую потребность в строгих теоретических основаниях, которые должны содержать фундаментальные законы, описывающие механизмы функционирования систем. Поскольку все объекты могут рассматриваться как системы, законы теории систем обладают общностью для любых объектов и считаются универсальными. Поэтому законы теории систем могут применятся во всех научных направлениях и дисциплинах. Главные приложения теории систем как метанауки включают:

- совершенствование на основе законов теории систем тех наук, которые нуждаются в теоретическом развитии;

- совершенствование научного образования на основе единой платформы, которую составляет теория систем.

2. Содержание проблемы. Текущее состояние теории систем не имеет строгих теоретических оснований, Вместо теоретических основ ядро теории систем представлено совокупностью закономерностей, которые слабо согласованы между собой. Поэтому текущее состояние теории систем можно определить как неудовлетворительной.

3. Следствие проблемы. Отсутствие теоретического ядра сдерживает применение положений теории систем для совершенствования научных дисциплин, в первую очередь, социального направления, а также развития общего научного образования. Это сдерживает решение многих актуальных проблем в различных предметных областях. Кроме того, закономерности теории систем не обеспечивают формирование адекватных моделей функционирования систем, что ограничивает применение средств моделирования в решении методологических и научных проблем различных дисциплин.

4. Цель. Формирование фундаментальных законов теории систем, описывающие механизмы функционирования систем.

5. Ожидаемый результат решения проблемы. Конструктивная теория систем, содержащая фундаментальные законы и модели поведения, применение которых позволит существенно повысить уровень развития различных наук и эффективность применения научных результатов, а также существенно увеличить коэффициент полезного действия научного образования при сокращении сроков обучения.

6. Структура проблемы. В проблеме можно выделить следующие составляющие подпроблемы:

- проблема теоретического ядра, содержащего имманентные законы и уравнения поведения систем;

- проблема главных теорем, описывающих адекватные и универсальные модели систем на микроуровне.

- проблема интерпретации положений теории систем для различных предметных областей, в первую очередь, в экономической и социальной сфере;

- проблема совершенствования общего научного образования на основе теории систем.

7. Пути решения проблемы. Главные направления решения проблемы включают следующие подходы:

- движение «снизу - верх» – обобщение теоретических положений различных научных дисциплин, выделение общности теоретического ядра;

- движение «по горизонтали» – обобщение теоретических положений различных научных направлений, выделение универсального теоретического ядра;

- движение «сверху - вниз» – эвристическое формирование законов теории систем на основе закономерностей поведение систем.

Проблема совершенствование научного образования.

1. Потребность. Сфера научного образования испытывает острую потребность в повышении качества подготовки специалистов, обладающих универсальными знаниями. Подготовка универсальных специалистов предполагает расширении объема знаний при сокращении сроков обучения. Длительность обучения - 5 лет, сравнялась с периодом обновления специальных знаний. При этом, неудовлетворенность вызывает качество подготовки даже «узких» специалистов, коэффициент полезного действия научного образования, остается предельно низким – до 15%.

2. Содержание проблемы. Текущие учебные планы вузов содержат до 100 различных дисциплин при сроке обучения  5 лет. Учебная нагрузка - 20 дисциплин в год, которая  находится на пределе «пропускной способности» студента, сложилась в результате дифференциации наук – около 20 тысяч научных дисциплин. Дифференциация наук вступила в противоречие с потребностью в подготовке универсальных специалистах.

Механическое увеличение количества учебных дисциплин при сокращении сроков обучения может привести к дальнейшему снижению качество образования. Разработанные дидактические приемы и методы лишь незначительно влияют на повышение качества обучения.

В основе проблемы научного образования лежит разобщенность дисциплин, которые не имеют общности на уровне теоретической и методологической базы. Это создает существенные трудности для изучения учебного материала.

Изучение большого количества разрозненных учебных дисциплин (больше 100), затрудняет не только усвоение учебного материала, но и его понимание. Все это  приводит к тому, что коэффициент полезного действия научного образования остается предельно низким – до 15-20%.

Справедливости ради следует отметить, что в физическое и техническое научного образование, имеющее  общей теоретической базы в виде физических законов, база знаний организована существенно лучше.

Поэтому текущее состояние научного образования можно определить как неудовлетворительной.

3. Следствие проблемы. Сложившаяся дифференциация наук, отсутствие теоретической и  методологической общности учебных дисциплин привело к снижению коэффициента полезного действия научного образования до 15-20%.  Предельно низкое значение этого коэффициента не позволяет расширить объем знаний и сократить сроки обучения.

Это сдерживает повышение качества подготовки универсальных специалистов при сокращении сроков обучения в соответствии с периодом обновления специальных знаний.

4. Цель. Интеграция знаний учебных дисциплин на основе законов теории систем,

5. Ожидаемый результат решения проблемы. Повышение качества подготовки специалистов, которое должно проявиться в расширении объема знаний при сокращении сроков обучения и привести к существенному увеличению коэффициента полезного действия научного образования.

6. Структура проблемы. В проблеме можно выделить следующие составляющие подпроблемы:

- проблема интерпретации положений теории систем для различных предметных областей, в первую очередь, в гуманитарной и социальной сфере;

- проблема совершенствования общего научного образования на основе теории систем.

7. Пути решения проблемы. Главные направления решения проблемы включают следующие подходы:

- движение «снизу - верх» – обобщение теоретических положений различных научных дисциплин, выделение общности теоретического ядра;

- движение «по горизонтали» – обобщение теоретических положений различных научных направлений, выделение универсального теоретического ядра;

- движение «сверху - вниз» – эвристическое формирование законов теории систем на основе закономерностей поведение систем.

 

 

 

 


 

E-way - средство и метод обучения.
применение для обучения
"Пытаться в XX в. принимать решения, основанные на принципах учета XVIII в., - это все равно, что управлять машиной с выжатым ручным тормозом"
Управление экономическими объектами
"Мир вступил в эпоху систем, для которой характерен дискретный хаос..."
Эпоха систем
Экономика, как наука, уже не одно десятилетие пребывает в глубоком затяжном кризисе.
Концепции экономики
Безопасность - это интегральная системная характеристика сложных объектов,
Экономическая безопасность
Недостаток знаний по теневому бизнесу связан с трудностями его математического описания.
Аномальные явления в экономике
Экономика, как наука, уже не одно десятилетие пребывает в глубоком затяжном кризисе. В 1982 году Нобелевский лауреат В.В. Леонтьев писал: Унылая картина...
СТАТЬИ

Междисциплинарные курсы для лиц, принимающих решения.
ОБУЧЕНИЕ


 
Home | About | Contact ©2004 Economika. All rights reserved